Как найти свободную нишу в Рунете
Этот пост является ответом на статью Максима Спиридонова «Все ли ниши Рунета заняты?».
Поиск свободной ниши для интернет-проекта в Рунете мало чем отличается от поиска ниши для обычного бизнеса. Те же правила, только на другом поле.
И если вы думаете, что все ниши заняты, то скорее всего вы путаете их с рынками, на которых уже есть игроки и их число непрерывно растет.
Но мы говорим не о рынках, а о нишах — узких сегментах потребностей людей и предложений компаний. Даже когда число игроков велико, всегда есть неудовлетворенные желания и места для новых участников.
Вот 3 вектора, которые помогут вам найти свою нишу.
1. Потребности и ниши.
Неправильный подход
Предположим, что в Рунете есть 10 SaaS CRM систем, которые полностью сформировали рынок. Однако 9 из 10 компаний предлагают совсем не нишевые решения. Их продукты повторяют друг друга в ценах, качестве обслуживания, модулях и интеграции в другие системы.
Получается раздутый рынок с псевдоконкуренцией (как минимум у 3-х систем один хозяин), в который вам хочется попасть. Вы анализируете эти системы и понимаете, что у них нет модуля взаимодействия с Google Docs. Вам кажется, что с таким функционалом вы зайдете на рынок и займете свои 5, а то и 10 процентов. Но это не нишевое решение.
Правильный подход
В это время ваш сосед Петя понимает, что все эти раздутые системы пытаются стать сверх универсальными, но ни одна из них не решает всех вопросов взаимодействия с клиентами для стоматологических клиник или салонов красоты (2 сегмента с большим жизненным циклом клиента). Петя решает работать в этой нише и через 2 года получает 2% общего рынка SaaS CRM. Он нашел свою нишу, а вы прогорели, потому что те 10 игроков уже интегрировали свои системы с Google Docs.
Важно понимать, что ниша — это узкая потребность и предложение, а не модная функция вашего нового приложения, поэтому сосредоточьтесь на поиске нерешенных проблем. Общайтесь с друзьями и знакомыми, читайте форумы и конечно, слушайте себя.
2. Ниши и регионы.
Многие интернет-проекты просто не могут удовлетворить потребности жителей регионов и в первую очередь — это интернет-магазины, в которых скорость доставки играет большую (но не определяющую) роль.
Ниши в интернет-торговле в регионах просто пустуют, особенно это касается городов с населением до 1 млн., с низким уровнем проникновения интернета и высоким темпом его роста.
Тут я бы сказал, что свободны целые рынки, а не ниши.
3. Трансформация рынков.
Рынки могут объединяться и образовывать другие рынки или ниши. Например, потребность в здоровом образе жизни и желание сохранить существующие привычки родили рынок безопасных электронных сигарет, на котором сейчас зарабатывают миллионы.
Стремительное развитие Рунета также образует новые ниши, ведь чем больше людей вовлекается в процесс, тем больше появляется нерешенных потребностей.
Главное вовремя заметить тенденции и выйти с отличным предложением.
Если у вас плохая интуиция и слабые аналитические способности, то можно опереться на опыт других стран или городов.
Заключение
Для поиска своей ищите нерешенные потребности людей, следите за тенденциями рынков, а также двигайтесь немного вглубь страны, ведь Рунет — не только область до МКАДа.
Дерзайте.
---