7 принципов образовательной модели Duolingo
Duolingo — самый популярный бесплатный сервис для изучения иностранных языков, который в 4 раза эффективнее традиционного начального обучения1.
И когда говорят об образовательной модели Дуолинго, то часто имеют в виду машинное обучение, анализ статистических данных и формирование индивидуальных уроков.
Однако на базовом уровне образовательная модель Duolingo — это метод линейного программированного обучения, который описал американский психолог Беррес Скиннер в 1954 году.
И метод этот основан на 7 принципах:
1. Продвижение короткими шагами
Курс в Duolingo разбит на учебные блоки, каждый из блоков содержит от 8 до 15 навыков. Это могут быть как навыки общения на популярные темы, например о животных или о путешествиях, так и навыки на специальные темы, например употребление глаголов в прошедшем времени.
Каждый навык состоит из уроков, который содержит 10-15 коротких заданий: на перевод в обе стороны, аудирование, произношение, составление фраз.
Ежедневно Duolingo предлагает ученику проходить от 1 до 5 уроков. То есть решать 10-50 небольших заданий, затрачивая от 5 до 30 секунд на каждое.
Такие небольшие порции снижают количество ошибок и требуют от ученика меньше усилий, чем традиционное обучение.
2. Простые задания
Порции материала не только короткие, но и простые. Это, опять же, уменьшает количество ошибок, особенно тех, которые ученик может запомнить. К тому же малое количество ошибок стимулирует ученика проходить курс дальше (положительное подкрепление).
3. Открытые вопросы
Скиннер рекомендует использовать открытые вопросы в заданиях, то есть те, на которые ученик вводит ответ самостоятельно, а не выбирает из списка предложенных ответов. 90% заданий в Duolingo содержат открытые вопросы. В них предлагается ввести текст с клавиатуры или составить его из блоков. Лишь небольшая часть заданий — это закрытые вопросы с вариантами ответов.
4. Немедленное подтверждение правильности ответа
Проверка заданий происходит автоматически, ученик сразу видит правильно он ответил или нет. Даже если ученик сделал ошибку, приложение разрешает перейти к следующему заданию.
Задания с ошибками переносятся в конец урока, чтобы студент смог еще раз пройти испытание. Если он проанализировал ошибку, то большая вероятность, что в конце урока ответ будет верный.
Исключение составляют только задания на произношение. Такие задания в конец урока не переносятся. Но почти всегда эти ошибки связаны с проблемами в алгоритмах распознавания речи.
Дополнительно Duolingo иногда предлагает альтернативный вариант.
5. Индивидуальный темп обучения
В Duolingo ученика никто не торопит. Он сам выбирает как быстро будет учиться. Сервис только предлагает выбрать ежедневную цель: от 10 до 50 очков опыта. Каждые 10 очков — это один урок. У меня стоит значение по умолчанию — 20 очков. Поэтому ежедневно я стараюсь проходить по 2 урока. И если придерживаться ритма, то счетчик дней без пропусков (ударный режим, на языке Duolingo) будет постоянно расти. Если пропустить хотя бы один день, то ударный режим сгорит и счетчик обнулится.
Это одна из механик мотивации. Обнуление ударного режима не влияет на процесс обучения. Поэтому если вам не жалко потери ударного режима, то можно один день пропустить, а в другой выполнить тройную норму — это и есть индивидуальный темп обучения. Главное регулярно заниматься.
6. Дифференцированная проверка знаний
Каждый термин, определение и фраза всплывают в разных заданиях, предложениях и типах заданий.
Это снижает эффект контекстно зависимого обучения, когда ученик привыкает, что термин встречается только в определенных ситуациях, и он не способен потом использовать термин вне знакомого контекста.
А если регулярно заниматься, то срабатывает эффект интервальных повторений и информация лучше закрепляется в памяти.
7. Последовательность обучения
Все ученики занимаются по одной линейной программе, проходя одни и те же уроки и задания. Разница только в скорости прохождения материала.
Хотя в Duolingo от этого принципа программированного обучения немного отходят:
- Ученики могут пропустить часть уроков и сдать навыки досрочно. Это выходит за рамки линейного обучения, но дает студентам, которые владеют английским на базовом уровне, сразу перейти к более сложным навыкам.
- Навыки, которые ученик закрепил становятся золотыми с четырьмя заполненными делениями. Со временем заполненных делений становится меньше, а навыки теряют статус золотых. Если ученик хочет снова их вернуть в золотой статус, то он должен пройти занятия.
Как правило это задания на закрепление материала из разных уроков, плюс задания на закрепление тем, в которых студент допускал ошибки. Получается интервальное повторение с элементами адаптивного обучения.
Чем дальше вы уходите в курсе, тем больше пройденных навыков у вас остается позади и тем больше навыков со временем теряет статус золотых. Соответственно приходится тратить больше времени на их закрепление.
Эти семь принципов полностью описывают метод обучения в Duolingo, который частично основан на теории бихевиоризма, и который на 30-40% эффективнее традиционного обучения.
Это одна из причин, почему Duolingo стало одним из самых популярных и эффективных приложений для изучения иностранных языков во всем мире.
1. Исследование, проведенное профессорами Городского университета Нью-Йорка и Университета Южной Каролины, показало, что 34 часа на Дуолинго дают столько же навыков чтения и письма, сколько даёт начальный семестровый курс в американском высшем учебном заведении, занимающий около 130 часов. Исследование не измеряло разговорные навыки. — Вики